Нормативный метод пригоден для измерения производительности труда на разнородных работах, но он позволяет исчислить лишь относительные показатели производительности труда. Уровень выполнения норм не отражает фактический уровень производительности труда по строительной организации в целом, поскольку не учитывает влияния многих важных факторов, определяющих выработку рабочих. Например, на уровень выполнения норм не оказывает влияния такой важный фактор роста производительности труда, как степень механизации производства, так как на ручные и механизированные работы устанавливаются различные нормы выработки. Поэтому нормативный метод используют лишь при оценке производительности труда отдельных рабочих и бригад.
В строительстве, как и в других отраслях материального производства с разнообразным ассортиментом продукции и выполненных работ, наиболее распространен стоимостный метод расчета производительности труда. Основным показателем в строительстве является годовая выработка Яв.с на одного работника, занятого на строительно-монтажных работах и в подсобных производствах, находящихся на балансе строительных организаций. Этот показатель определяют делением годового объема строительно-монтажных работ в сметных ценах Вс на среднесписочную численность работников, Ч
Пв.с=Вс/Ч.
Стоимостный метод позволяет выразить производительность труда в сопоставимом виде как по отдельной строительной организации, так и по отрасли в целом. В условиях большого разнообразия строительной продукции это создает возможность получить единый показатель производительности труда для отрасли, а также увязать его с другими показателями плана. Однако стоимостный метод несвободен от целого ряда недостатков. Прежде всего — это влияние на показатель производительности труда уровня и изменения сметных цен, состава и структуры выполненных работ, их материалоемкости и т. д. Материалоемкость отдельных видов работ в транспортном строительстве колеблется в больших пределах. Так, удельный вес стоимости материалов на земляных работах составляет 5—8%, а при монтаже сборных, железобетонных конструкций — 70—75%.