При перевозке массовых грузов используется главным образом по вагонный тариф — наиболее низкий. По вагонной считается отправка грузов по одной товарно-транспортной накладной, для перевозки которых представляется отдельный вагон. Плата взимается независимо от того, сколько тонн груза фактически будет погружено в вагон данного типа. Кроме того, за недогрузку вагона взимается штраф. Таким образом, грузоотправитель заинтересован в возможно более полном использовании грузоподъемности вагона.
Для мелких отправок весом до Ют и для наливных грузов применяется по тонный тариф. При перевозке грузов мелкими отправками возникают дополнительные расходы по сортировке отправок и ряд других, поэтому себестоимость перевозок мелкими отправками значительно выше, чем по вагонными. Соответственно выше и тарифы за перевозки.
Особые тарифы установлены для контейнерных перевозок. Перевозки скоропортящихся грузов в вагонах изотермических и с машинным охлаждением также оплачиваются по особым тарифам. Повышенные тарифы установлены также для тяжеловесных, длинномерных и негабаритных грузов.
Поскольку с увеличением дальности себестоимость железнодорожных перевозок снижается, уменьшаются и тарифные ставки. Для упрощения расчетов провозную плату исчисляют по поясам дальности: первый пояс — от 1 до 50 км; 5 поясов от 51 до 100 км по 10 км в каждом; 10 поясов по 20 км от 101 до 300 км и т. д.
Провозную плату определяют по средне поясному расстоянию. В результате оказывается, что в одних случаях грузоотправитель несколько переплачивает, а в других недоплачивает за перевозку в зависимости от того, на какое расстояние совершается конкретная перевозка — меньше или больше среднего для данного пояса.
Важной частью тарифной системы являются сборы и штрафы, взимаемые с клиентов. Необходимость дополнительных сборов связана с тем, что железные дороги наряду с перевозками могут выполнять ряд других операций или услуг. Так, например, взимаются дополнительные сборы за хранение груза, взвешивание, подачу вагонов под погрузку и выгрузку на подъездные пути не общего пользования, за сопровождение грузов проводниками, погрузочно-разгрузочные работы и др.