Экономическая эффективность от внедрения средозащитных мероприятий определяется путем отнесения первичных эффектов к вызвавшим их затратам. Социальная эффективность средозащитных затрат измеряется как отношение натуральных показателей, выражающих социальный результат, к затратам, требующимся для их достижения. Таким образом, соотношение экономического и социального факторов с точки зрения теории эффективности — это соотношение средств и цели, ресурсов и результата.
При сравнении вариантов строительства транспортных объектов необходимо учитывать экономический эффект от ускорения доставки грузов и сокращения затрат времени пассажирами в пути.
Ускорение транспортного процесса приводит к сокращению количества и стоимости груза в пути, т. е. к снижению стоимости массы грузов «на колесах», что дает экономию оборотных средств как в целом по народному хозяйству, так и по отдельным отраслям.
Вместе с тем, очевидно, что для ускорения доставки грузов и пассажиров, т. е. для увеличения скоростей движения на транспорте, должны быть затрачены дополнительные капитальные вложения на усиление сооружений, увеличение мощности подвижного состава и пропускной способности. Поэтому при рассмотрении вариантов строительства или реконструкции железной дороги необходимо сопоставить дополнительные капитальные вложения на усиление постоянных устройств и снижение массы грузов «на колесах». Массу грузов, одновременно находящихся в пути, определяют — средние скорости перевозки грузов соответственно до и после ускорения их доставки, км/ч.
Денежный эффект от снижения стоимости массы грузов «на колесах» Сг.п — единовременная экономия, поэтому она суммируется не с эксплуатационными затратами, а с капитальными вложениями. При сравнении вариантов с разными скоростями величину снижения стоимости грузов «на колесах» нужно суммировать с капитальными вложениями варианта с меньшей скоростью или уменьшить капитальные вложения в варианте с большей скоростью. При этом нужно заметить, что к расчету принимают стоимость только тех грузов, ускорение доставки которых приводит к сокращению потребности народного хозяйства в оборотных средствах.