Данные рисунка показывают, что наиболее высокая прочность грунтов, укрепленных шлакощелочным вяжущим, достигается в том случае, когда плотность (концентрация) щелочного реагента составляет 1,20—1,22 г/см3. При этом использование добавок раствора едких щелочей обеспечивает более высокую прочность, чем добавка раствора содовощелочного плава в том же количестве.
Исследованиями В. Г. Степанца также установлено, что при укреплении грунтов шлакощелочным вяжущим материалом происходят сложные химические и физико-химические взаимодействия не только между щелочными компонентами и тонкодисперсной частью грунта, но и с глинистыми минералами, входящими в состав грунта.
В результате указанных процессов твердения во влажной среде формируются преимущественно гелевидные низкоосновные гидросиликаты кальция тоберморитового типа CSH, а также низкоосновные гидроалюмосиликаты. Процессы твердения протекают крайне медленно (180 суток и более).
Преобладание указанных выше новообразований придает грунту, укрепленному шлакоминеральным вяжущим, повышенную деформативность и морозостойкость по сравнению с такими же грунтами, укрепленными портландцементом.
Указанный выше метод укрепления грунтов проверен в производственных условиях, типичных для Западной Сибири.
В ряде районов нашей страны, где, в настоящее время идет бурное развитие промышленных предприятий, при строительстве дорог под тяжелое движение, но с малой интенсивностью, наиболее целесообразно устраивать сборные покрытия или основания.
Индустриальный способ строительства дорог становится особенно выгодным и целесообразным в технико-экономическом отношении в тех районах, где нет каменных материалов, а строительный сезон является очень непродолжительным (2—3 месяца) при условии проведения строительства обычными методами.
Индустриальный способ строительства дорожных одежд имеет огромную перспективу и преимущества применения в нефте- и газоносных районах Тюменской обл., где из-за отсутствия каменных материалов экономически целесообразно применять сборные плиты и другие элементы конструкций, изготовленные из местных грунтов, укрепленных различными способами.